Авторское право в России станет священным “Billboard” №9 (35) 2010
Пару лет назад в журнале Billboard я прочитал интервью с Юрием Антоновым, ярым борцом за соблюдение авторских прав в России. Антонов призывал собрать судей всех инстанций и провести с ними «профилактическую работу» по разъяснению им основ законодательства об интеллектуальной собственности. Честно говоря, ничего, кроме усмешки, у меня это тогда не вызвало. Но когда в этом году Виталий Калятин — юрист, непосредственно занимавшийся созданием IV части Гражданского Кодекса, — сказал практически то же самое, но с оговоркой: «когда дело доходит до Верховного суда, там всегда могут разобраться», я был удивлен: как человек, прекрасно разбирающийся в вопросе, может не знать об истинном положении вещей?
Все началось в 2003 году, когда моя песня «Санкт-Петербург — гордая белая птица» стала официальным гимном празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Один из федеральных каналов прокрутил клип на эту композицию 300 раз, не имея при этом лицензионного соглашения с представляющим мои интересы Российским Авторским Обществом. За свою долгую жизнь в шоу-бизнесе я не впервые столкнулся с нарушением авторских прав, но я всегда ратовал за приемлемый компромисс вместо судебных разбирательств. Когда в 1999 году группа Ляпис Трубецкой без разрешения переработала мой шлягер «Зеленоглазое такси», и клип попал в эфир канала ОРТ, я позвонил в приемную Константина Эрнста, и мы решили вопрос буквально за пять минут, без всякого суда. И в случае с гимном 300-летия Петербурга я также планировал договориться полюбовно, ведь песня по факту уже превратилась в неофициальный гимн города (совсем как «Москва — звонят колокола»). Однако телеканал не выполнил ни одно из моих условий, и через два года я вынужден был обратиться в суд. Там я столкнулся с удивительными вещами — и со «своей» поддельной подписью под фиктивным договором о передаче мною всех прав на песню за один рубль (!), и с обвинениями в плагиате, и с тем, что к делу задним числом подшивались без внесения в протоколы суда фальшивые документы о продаже песни уже за 360 тыс. рублей, и с жестким давлением и подкупом экспертов. Я продолжал отстаивать свою правоту, и в декабре 2008 года дело добралось до Президиума Верховного Суда РФ. Когда стало ясно, что добиться справедливости не удается и там, а значит дело скоро пойдет в Страсбург, в Европейский суд по правам человека (согласно Бернской конвенции, которую Россия подписала в 1995 году, любое дело о нарушении авторских прав, которое не было удовлетворено в высших судебных инстанциях внутри страны, должно быть автоматически передано в Европейский суд), я пошел на крайние меры: обратился с письмом напрямую к первым лицам государства. Все отлично понимали — окажись мое дело в Страсбурге, и все переговоры с Россией о вступлении в ВТО будут немедленно прерваны (по аналогии с нашумевшим делом Allofmp3.com). А мне совершенно не хотелось оказывать родному отечеству такую медвежью услугу! В результате, мне позвонили из Росохранкультуры: «по поручению руководства страны мы проверим изложенные вами факты, и если все обстоит именно так, как вы написали, дело никогда не окажется в Страсбурге. Там и без вас проблем хватает». И только после этого Президиум Верховного Суда поставил точку в деле, отменив решения всех нижестоящих инстанций, включая Верховный Суд! Новое руководство федерального канала (все прежнее было уволено) принесло мне официальные извинения и выплатило компенсацию в размере 3 млн рублей (насколько мне известно, на сегодняшний день это рекордная сумма, выплаченная автору за нарушение его прав в России).
Какие выводы могут сделать из всего вышеизложенного авторы и другие правообладатели, а также общества, представляющие их коллективные интересы? Прежде всего, надо наказывать судей, вплоть до уголовной ответственности. Именно так: не вести «профилактическую работу», а наказывать. Конкретно в моем деле имеются неопровержимые доказательства причастности самих судей к ряду уголовно-наказуемых деяний: «Нарушение авторских прав» (ст. 146 УК РФ ), «Мошенничество» (ст. 159 ч. 2 УК РФ) и так далее. На сегодняшний день я пытаюсь привлечь к уголовной ответственности семерых (!) судей разных инстанций — от Куйбышевского суда Санкт-Петербурга до Верховного Суда РФ. Это очень непростое дело, и я сталкиваюсь с чудовищным сопротивлением. Но при условии максимального освещения в прессе, этот процесс послужит реальным уроком для всего судейского корпуса России.
Второй момент: в случае проигрыша в суде, за нарушение авторских прав по счетам всегда платит юридическое лицо: телерадиокомпания, лейбл или другое предприятие. А ведь конкретные преступления всегда совершают конкретные люди, и именно они должны нести за них уголовную ответственность! В моем случае это вице-губернатор по культуре Санкт-Петербурга Алла Манилова, она же — бывший председатель совета директоров питерского телеканала, понятия не имеющая, что такое авторское право и организовавшая в прямом смысле преступное сообщество. Как показал мой опыт, в определенный момент, когда дело уже на прямом пути в Страсбург, ресурсы кончаются у любого, самого влиятельного чиновника или бизнесмена. Поэтому, уважаемые авторы, не бойтесь идти до конца! Нарушения в области авторских прав никогда не позволят России вступить в ВТО, что противоречит интересам государства. И я верю, что Президиум Верховного Суда РФ, Генпрокуратура, президент, премьем-министр и председатель Совета Федерации совместными с нами, авторами и правообладателями, усилиями добьются того, что авторское право в России станет священным. Иначе не видать нам ВТО никогда.
Метки: интервью, РАО